Количество просмотров 33240
Количество просмотров 33240
Время чтения 15 минут

Актуальность светофильтров для современных фотографов

Светофильтрами пользовались с самого зарождения фотографий. Это один из методов усовершенствования изображения. Каждый фотограф сталкивался с аксессуаром позволяющим улучшить снимок созданный несовершенной техникой и недостаточным освещением. Для черно-белых фотографий применялись цветные фильтры, для цветных снимков – конверсионные. 

Так меняется черно-белая картинка при использовании цветного фильтра

Дополнительно использовались софт-фильтры, звездные и другие модели, позволяющие добавлять в кадр искажения.

preview

Конверсионный фильтр — флюоресцентный, используемый для коррекции цвета во время съемки при флуоресцентном освещении

 

Но со временем цветные фильтры заменили пунктом меню в настройках камеры черно-белого режима, а конверсионные – автоматическим балансом белого. Приложение Photoshop позволило добавить на фото различные изменения, из-за чего эффектные фильтры утратили свою актуальность. Цифровая обработка кадров гораздо удобнее и доступнее, чем старые способы манипуляции. Она предоставляет фотографам больше возможностей.

 

Возможности современных камер и программных методов обработки, которые заменили используемые ранее фильтры

Но даже лучшие современные приложения не смогли заменить несколько моделей фильтров. Речь идет о поляризационных, защитных и нейтрально-серых фильтрах, в том числе, градиентных. Еще одним интересным видом являются инфракрасные фильтры, но на практике они встречаются редко. Каждый из указанных фильтров обладает некоторыми особенностями, из-за которых их не смогли заменить различные цифровые разработки.

Защитные и ультрафиолетовые

Главная функция защитных фильтров заключается в охране передней линзы от повреждений. Фотошоп или какая-либо другая программа не поможет, если в объектив попадает камешек, поцарапает его или вообще разобьет линзу. Опасны брызги воды и другие факторы. Заменить защитный фильтр гораздо проще и дешевле, чем переднюю линзу камеры.
Ультрафиолетовая модель дополнительно отсекает свет ближнего УФ-диапазона. Он не воспринимается человеческим глазом, но, при попадании на матрицу, снижает общий контраст картинки. Таким образом, фото без такого фильтра получается бледным.

preview

Ультрафиолетовый защитный фильтр

preview

Самое распространенное явление — попадание посторонних предметов в объектив и появление царапины

 

Большинство фотографов уверены, что дополнительное стекло способно изменить кадр в худшую сторону. Но стоит помнить, что заменить поврежденную линзу на объективе достаточно дорого. Современные фильтры выполнены из оптического стекла с многослойным просветлением и оказывают минимальное влияние на качество фото.

Нейтрально серые модели

Нейтрально-серые фильтры пропускают меньше света, меняя требуемую диафрагму или выдержку, при этом, не меняя цвет. Такие модели используются на съемках, где требуется минимальное количество света. Это может быть съемка в яркий солнечный день с открытой диафрагмой. В таком случае, выдержка должна быть короткой, что предоставляет затвор камеры. Помогает он и в случае, когда выдержка должна быть длиннее, при этом, диафрагма должна быть закрыта неполностью. Так получаются длинные следы от фар машины ночью или снимки с туманной водой.

Без фильтра

С фильтром ND400

preview

Применение длинной выдержки

 

Фильтры распределяются по степени плотности. Их маркировка – ND4, ND8, ND16. Число после ND указывает на то, во сколько раз световой поток ослабляется. Таким образом, ND16 пропускает в 16 раз меньше света. Выдержка станет длиннее в 16 раз. Перебирать массу стекол разной плотности не слишком удобно, особенно в процессе съемки видео, когда освещение постоянно меняется. Именно по этой причине используются нейтрально-серые фильтры с переменной плотностью. Они маркируются диапазоном – ND2-400 или ND4-600. Это значит, что они плавно меняют свою плотность. Точно определить плотность у фильтра невозможно, но возможность плавно менять этот параметр нравится всем фотографам. Модели переменной плотности имеют один существенный недостаток. Он заключается в неравномерной плотности при максимальном затемнении. Если фотографу нужна высокая плотность, ему подойдет фильтр с постоянным затемнением.

preview

Модель переменной плотности

 

Еще один подвид нейтральных фильтров – градиентно нейтрально серые. Они не полностью затемняют кадр, а только определенную часть. Половина стекла может затемняться до ND4 или ND8, а другая часть полностью пропускает свет. Таким образом, между этими половинами получается переход. Такие модели применяются в тех случаях, когда разные участки кадра имеют разное освещение и требуется затемнить только светлую часть.

preview

Прямоугольная градиентная модель ND-фильтра, размещенная в держателе

 

С одной стороны, указанные фильтры можно заменить современными технологиями, а с другой – нет. Заменить ND можно при помощи технологии обработки большого количества снимков. Это относится к градиентным фильтрам, когда несколько фото с разной экспозицией объединяются в HDR кадр.

preview

Объединение нескольких кадров

 

Заменить сверхдлинную выдержку гораздо сложнее. Фотолюбителю проще применить фильтр. Некоторые производители встраивают нейтрально-серый фильтр в видеокамеру. Но в фотокамерах такая особенность встречается редко, из-за чего ND фильтры не теряют своей актуальности.

 

preview

Blackmagic URSA Mini Pro — кинокамера профессионального уровня с ND фильтрами

 

Поляризационные модели

Не все понимают метод работы этого вида фильтра. Попробуем разобраться. Каждый человек знает – то, что видит человеческий глаз является отраженным светом. Он меняется в зависимости от свойств отражающей поверхности. Это позволяет различать все цвета и фактуру предметов. Но существуют изменения света, которые не видны человеческому глазу. Одним из подобных изменений является поляризации.

preview

Как работает поляризационный фильтр

 

Опустив все сложные термины, можно сделать вывод, что поляризация – ориентирование волны в одной плоскости, которая параллельна направлению распространения света. Свет, полученный от Солнца и других источников, не имеет поляризации. Отраженный от некоторых объектов свет может иметь частичную или полную поляризацию. Именно такой особенностью характеризуются неметаллические поверхности. Это знание можно применить во время фотосессии, используя фильтр, который пропускает волну с одной поляризацией. Поляризационный фильтр пропускает нужный свет, а ненужный – полностью блокирует. Вращая элемент и выбирая конкретную плоскость фильтра направив объектив на улице вверх, можно заметить, что небо меняет свой цвет. Это и есть пример использования поляризационного стекла.

preview

Поляризационная модель состоит из двух элементов:

  • основания, которое является неподвижным и накручивается на объектив
  • подвижной оправы с поляризационным элементом

Нужная плоскость выбирается вращением подвижной оправы

preview

Применение поляризационного фильтра в пейзаже и улучшение контраста неба

 

Поляризационные фильтры могут быть круговые и линейные. Но линейные модели не пользуются востребованностью, купить их крайне сложно. При использовании линейной поляризации, возникали проблемы с функционирование автофокуса в зеркальных фотокамерах. Таким образом, новые фильтры выпускают только с круговой поляризацией и маркировкой PL-CIR.
На рынке представлены и цветные фильтры, которые отличаются от обычных тем, что окрашивают сделанный кадр в определенный цвет.

preview

Популярный метод обработки — подавление бликов от неба с воды

 

Некоторые фотолюбители могут отметить, что сделать темное небо можно в Фотошопе и других приложениях. Затемнить небо очень просто, но закрасить блики так, чтобы было видно, что находится за стеклом или же под водой, не получится.

На указанных ниже картинках световая схема не менялась, но был применен поляризационный фильтр для подавления бликов
   

 

Использование поляризационных фильтров максимально эффективно в таких случаях:

  • При отражении от неметаллических предметов. Убрать блики с металла полностью невозможно.

  • При отражении света под тупым углом. Делая фото со вспышкой на камере, обязательно получится блик, от которого избавиться при помощи фильтра не получится.

  • Фотографу следует выбрать мешающий свет. Избавиться от всех бликов невозможно, ведь они могут иметь разные плоскости поляризации. Воспользоваться двумя фильтрами не вариант, в таком случае, получится нейтрально серый фильтр с некачественной переменной плотностью.

Учитывая такие правила, фотолюбитель сможет выбрать конкретный сюжет, который способен полностью раскрыть потенциал фильтров.

Критерии выбора

Все фильтры имеют форму круглых стёкол и подходят для размещения на объектив. Также встречаются нейтрально-серые модели, представленные в прямоугольной форме. Они подходят для установки в держатели. Покупая фильтр, нужно учитывать диаметр объектива. Одновременно можно использовать несколько моделей, накручивая одну на другую.

Если диаметр фильтра больше, чем на камере, можно воспользоваться специальным переходником. Но нужно помнить, что, применяя дополнительные стекла для широкоугольного объектива, может получиться виньетирование. Углы кадра закрываются оправой элемента, из-за чего становятся темными. Именно по этой причине, выбирая фильтр, нужно учитывать толщину оправы. Если при установке нескольких элементов возникло виньетирование, рекомендуется использовать их по одному, снимая защитный при установке какого-либо другого.

Несмотря на большое количество преимуществ поляризационных моделей, не рекомендуется их использовать в качестве защитных, не снимая с камеры. Они уязвимы к внешнему влиянию и быстро портятся. К тому же, поляризационные фильтры, как и ND, способны снизить световой поток на несколько ступеней. При ярком солнечном освещении такая потеря не играет значимую роль. Но при условии плохого освещения, фильтр может снизить количество удачных кадров.

Любой современный фильтр имеет просветляющее покрытие, которое позволяет снизить влияние на полученную картинку. Но, несмотря на это, они воздействуют на качество кадра. Об этом нужно помнить при установке нескольких элементов одновременно.

Фотограф может купить набор из фильтров востребованных моделей. К ним относится поляризационный, защитный и ND с небольшой плотностью.

preview

Набор UV, CPL и ND8 фильтров

 

Учитывая всю информацию, можно сделать вывод, что светофильтры не теряют своей актуальности даже спустя сто лет. Несмотря на цифровые технологии и приложения, они по прежнему используются для улучшения фотографий.

Возможно, вам будет интересно

  • Смартфоны
  • Гаджеты
  • Фото
  • Аудио
Как сделать, чтобы поход запомнился надолго
Компания закадычных друзей отправляется в глухой лес, чтобы наконец провести друг с другом время, вырваться из колеса забот и обязанностей, почувствовать себя свободными и насладиться ничего не требующей и никуда не подгоняющей природой. Кинорежиссёрам обычно такие сюжеты кажутся скучными, поэтом
27 декабря 2021
Количество просмотров 13935
Фотография новости
Экологичное потребление: как спасти планету и сэкономить на этом
Мы живем в век, когда в океанах плавают гигантские мусорные острова, а глобальное потепления уже перестало быть угрозой и на наших глазах становится реальностью.  В таких условиях каждый рано или поздно сталкивается с выбором: взять ли на себя хотя бы малую долю ответственности за нашу плане
21 декабря 2021
Количество просмотров 8205
Фотография новости
Чем хороша скандинавская ходьба и как выбрать палки
Гиподинамию называют проблемой XXI века. Недостаточная физическая активность сегодня считается одним из основных факторов риска для здоровья. Но рекомендации специалистов о необходимости ежедневной физической нагрузки вовсе не означают, что каждому из нас обязательно заниматься в спортзале до утомле
15 декабря 2021
Количество просмотров 10305
Фотография новости