Количество просмотров 22260
Количество просмотров 22260
Время чтения 14 минут

Стойки для освещения и другого студийного оборудования: как выбрать?

Вопрос выбора студийной стойки для осветителей и прочего оборудования кажется простым. Но, на практике его существенно усложняет большой выбор моделей на сайте, а также многообразие параметров и функций, в которых иногда сложно разобраться.

В этой статье ознакомимся с основными критериями выбора стоек и их типами, предназначенными для различных задач. Эта информация будет одинаково полезной новичкам и опытным фотографам. 

Общий вес конструкции

Назначение любой стойки - быть прочной, надежной опорой для используемого оборудования. Поэтому, особого внимания требует допустимая грузоподъемность модели - чем она больше, тем тяжелее технику сможет выдерживать конструкция.

preview

Raylab LS003 может выдерживать до 7 кг нагрузки. Источник: fotosklad.ru

 

Грузоподъемность модели обязательно должна быть достаточной для удерживания главного оборудования и вспомогательных атрибутов. Надо учитывать вес светомодификаторов и отражателей. Оптимально выбирать грузоподъемность с запасом - в таком случае риск опрокидывания будет минимальным, а надежность достаточной.

Крепления, необходимые для оборудования

Надежный монтаж возможен только при совпадении размеров креплений. Во вспышках и источниках постоянного света малого и среднего размеров чаще остальных используется крепление 5/8 дюйма. В моделях для тяжелой техники часто используются крепления диаметром 1-1/8 дюйма.

Стойки применимы не только для студийных осветителей. Отдельные модели подойдут для монтажа светомодификаторов и других атрибутов. Но, для этого они должны иметь дополнительные ручки и грипхеды - специальные дисковые зажимы.

Конструкции отдельных стоек обеспечивают возможность расположения центрального стержня в горизонтальном положении. Это помогает более гибко выстраивать схемы освещения в студии. 

Исходя из этого, выбор стойки нужно начинать с проверки крепления на осветителе. Чаще всего это:

  • 5/8 дюйма - самая популярная система крепления, применяемая фотографами;

  • 1-1/8 дюйма - крепление, которое чаще используется с тяжелыми осветителями (в том числе в кинопроизводстве). 

Реже встречаются другие крепления: 

  • М10; 

  • 1/4 дюйма;

  • 3/8 дюйма;

  • 1/2 дюйма.

Оптимальная высота установки осветительных приборов

Нет стоек, на которых оборудование будет установлено слишком высоко или слишком низко - понятие «слишком» неуместно, потому что любая рабочая высота имеет свое назначение. Зато многие модели не способны обеспечить достаточную высоту подъема или не могут опускаться так низко, как нужно. Поэтому, выбирая студийную стойку, нужно обращать внимание именно на значение максимальной и минимальной высоты. Если этого не сделать, держатель может оказаться просто бесполезным. 

preview

Источник: dpreview.com

 

Конечно, правильное размещение источника света важно. Но нужно понимать - высота подъема осветительных приборов взаимосвязана с устойчивостью. Поэтому, лучше выбрать не самую высокую модель, а ту, высота которой нужна для конкретных задач.

Основные требования к портативности

Портативность - важный критерий выбора для фотографов, которые часто переносят (перевозят) оборудование или работают на разных площадках. В таких случаях нужны компактные модели. При этом, нужно понимать - компактность и легкость снижают общую устойчивость.

Основные критерии, требующие внимания

Вес

Оптимальный вес нужно просчитывать тщательно, учитывая все варианты. Все потому, что для частых транспортировок лучше выбирать легкие конструкции. При этом, они могут существенно уступать по устойчивости тяжелым моделям. В таких случаях, для надежности может потребоваться стабилизация установки с помощью мешка с песком или других утяжелителей. 

Длина в сложенном состоянии

Многие студийные стойки имеют складную конструкцию. При этом, длина в сложенном состоянии все равно имеет значение - она определяет, будет ли удобно транспортировать устройство в ручной клади или будет нужен отдельный чехол.

Секции

В переносных моделях, в том числе в компактных, есть несколько секций. Чем их больше, тем в большем диапазоне можно регулировать высоту. При этом, с увеличением количества секций уменьшается устойчивость.

Площадь опорной базы

Доступное пространство тоже влияет на оптимальный размер приспособления. Так, для удобного использования в ограниченном пространстве, площадь опорной базы должна быть минимальной и гарантированно меньше свободного места на полу.

Необходимость во вспомогательных функциях

На первый взгляд почти все стойки выглядят просто, но каждый разработчик стремится дополнить свои устройства различными опциями, повышающими их удобство и универсальность.

Ролики

Колесики делают передвижение стойки с закрепленным на ней оборудованием более удобным и безопасным. Кроме того, они снижают риск повреждения напольного покрытия в студии.

preview

Источник: fotosklad.ru

 

Примечательно, что ролики можно устанавливать и на уже имеющиеся приспособления (если в стандартной комплектации их нет). Для этого нужно просто купить ролики дополнительно. Например, роликами Raylab RL-WL22 и RL-WL25 можно укомплектовать студийные стойки с диаметром опор 22 мм и 25 мм соответственно. Их несущая способность - 10 кг.

Амортизация

Базовые студийные стойки (общего назначения) зачастую оснащаются системами воздушной амортизации. Она:

  • не допускает резкое падение установленного оборудования в случае ослабления зажимов;

  • минимизирует риск травматизма;

  • защищает оборудование от повреждений.

3-метровая стойка Raylab LS004 использует систему воздушной амортизации, которая гарантирует плавное опускание зажима (а не его резкое складывание). Воздушная подушка в системе сформирована из специальных резиновых прокладок, снижающих вероятность произвольного складывания и повреждения закрепленного оборудования. Модель способна выдерживать до 10 кг постоянной нагрузки при собственном весе в 2 кг.

preview

Raylab LS004 3м с воздушной амортизацией. Источник: fotosklad.ru

 

Также амортизация может быть пружинной. Она работает, используя специальные пружины, скрытые в телескопических секциях. Но, движение секций они замедляют только в конце пути, поэтому эффективность у пружинной амортизации несколько ниже, чем у аналогов.


2.2-метровая стойка LS001, имеющая систему пружинной амортизации, предназначена для установки легковесного студийного или накамерного импульсного света. Модель изготовлена из алюминия, поэтому при весе 1.4 кг может выдерживать нагрузку до 2 кг. Конструкция дополнена поликарбонатными зажимами, гарантирующими надежность установки приборов. 

Регулируемые опоры

Отдельные модели стоек оснащаются ножками с возможностью независимой регулировки положения и высоты. Подобная адаптивность обеспечивает надежность расположения на неровных поверхностях, на открытых локациях и в помещениях. 

Складные ножки

Возможность складывания ножек внутрь (к колонне) делает стенд удобнее в хранении и транспортировке. Особенно важна такая функция, когда место для хранения оборудования ограничено. 

Комбинированные/универсальные головы

Студийные стойки, имеющие универсальные/комбинированные головы, оснащаются креплениями разных типов. Это дает возможность их использования с разными приборами освещения и прочим оборудованием. Такой вариант конструкции - решение для фото- и видеостудий, в которых применяется разное освещение. 

Журавли

Для освещения объектов съемки сверху или под углом вниз оптимально использовать стойку-журавль (он же кран). С помощью стрелы журавля пользователь сможет изменять положение источника света, а саму стойку (благодаря колесикам) передвигать в разных направлениях. Такая маневренность поможет располагать осветительные приборы в нужном положении. 


С помощью стрелы журавля фотограф или его помощник сможет опускать осветитель к полу и переворачивать крепление. В таком случае свет можно использовать для подсветки фона или создания световых эффектов под углом вверх. Но, делать это можно не со всеми креплениями журавлей. 

При этом нужно помнить - используя журавль, обратная часть стрелы должна быть уравновешена с помощью утяжелителя (мешка с песком или другими предметами).

preview

Журавль Raylab BS02. Источник: fotosklad.ru

 

Журавль Raylab BS02 имеет наклонную перекладину, которая помогает устанавливать осветительные приборы под нужным углом и в нужном положении. Длина его горизонтальной штанги - 2 м, а максимальная рабочая высота - 1.9 м. Главное преимущество этой модели - портативность, обеспеченная возможностью разборки. Журавль способен выдерживать постоянные нагрузки до 3.2 кг при собственном весе всего в 3 кг. Ввиду этого, его можно использовать в студиях и за их пределами. 

Зажимы

В зависимости от типа конструкции, в стендах могут применяться разные виды зажимов, фиксирующих телескопические элементы. Именно они помогают плавно регулировать высоту установки студийных приборов.

Есть два типа зажимов - винты и хомуты. Первые фиксируют элементы, прикладывая силу прижатия к одной из сторон. Вторые обжимают стойку по кругу. 

preview

Слева – винтовой зажим, справа – хомуты. Источник: fotogora.ru

 

Зажимы могут иметь или не иметь регулировку. Изготавливаться они могут из пластика или металла (эти более надежные). В моделях для легкого оборудования допустимо использование и пластиковых хомутов. Но если предстоит монтировать на стойку более тяжеловесное оборудование, то лучше использовать модели с металлическими фиксаторами.

Цвет

Как ни странно, но цвет студийного держателя тоже влияет на его эффективность. Все просто - чистая металлическая поверхность (без краски) может отражать свет, создавая в кадре нежелательные блики и пересветы. Поэтому, лучше выбирать модели с окрашенным, матовым корпусом.

Основные типы студийных стоек

Зная основные параметры, можно приступать к выбору нужного типа стойки - он будет зависеть от задач съемки. Фотографы, работающие вне студий, студийные фотографы и специалисты киноиндустрии применяют разное оснащение и поэтому используют стойки разных видов. Они представлены пятью основными категориями:

  • общего назначения;

  • C-stand;

  • Wind-up;

  • для фонового света;

  • overhead-стойки.

Стойки общего назначения

Такие приспособления предназначены для повседневного использования. Имея складную конструкцию, они предельно удобны в хранении и перевозке. Базовые стойки универсальны и подойдут для установки любого студийного оборудования среднего веса. Часто их делают легкими и портативными, что повышает удобство использования на выездных сессиях. Конструкции такого типа подойдут для монтажа осветителей, камер и другого оборудования.

preview

Raylab LS200B. Источник: fotosklad.ru

 

Raylab LS200B - модель, предназначенная для монтажа небольших осветителей, фотокамер или других атрибутов, вес которых не превышает 2.5 кг. Диапазон рабочей высоты - от 70 до 200 см. Конструкция легкая, что позволяет пользоваться ей, как универсальной студийной стойкой. А компактные размеры (обеспеченные возможностью складывания) позволят брать ее даже на выездные сессии.

C-stand

Более продвинутый тип стоек - си-стенды для использования в профессиональных фотостудиях и кинопроизводстве. Широкое распространение они получили, благодаря высокой прочности и стабильности, а также простоте хранения (ввиду стандартизированной формы).

Главный недостаток C-stand - громоздкость и большой вес, что усложняет использование на выездных сессиях.

preview

Стойка Avenger A2033F C-Stand 33. Источник: fotosklad.ru

 

Часто си-стенды оборудуются вспомогательными элементами, регулируемыми опорами, грипхэдемм и журавлями.

Стойки wind-up

preview

Manfrotto Wind Up Stand. Источник: manfrotto.com
 

Такой тип конструкций предназначен для монтажа и регулировки крупногабаритных осветительных приборов, используемых во время съемочного процесса. Они оборудуются колоннами с регулируемыми подъемными механизмами. Используя их ручки регулировки, пользователь может плавно и без рисков регулировать положение тяжеловесного осветительного оборудования. 

Стойки для фоновых осветителей

preview

Стойка Falcon Eyes L-150 /B. Источник: fotosklad.ru
 

Конструкции этой категории дают возможность установки источников света максимально низко от пола, поэтому они часто используются для освещения фона, предметной фотосъемки и других задач. Ввиду специфики, выбирать такую стойку нужно именно по параметру минимальной рабочей высоты - чем она меньше, тем лучше. Такие механизмы часто не имеют центральной колонны, ввиду чего их рабочая высота становится еще меньше. Максимальная высота таких стоек обычно незначительная и в работе практически не применима.

Стойки для монтажа осветителей на верхнем уровне

preview

Avenger Overhead Steel Stand 56. Фото: manfrotto.com

 

От студийных стоек для фоновых осветителей, такие модели отличаются назначением - они применяются для монтажа оборудования на максимально возможной высоте. По внешнему виду и показателям прочности они схожи со си-стендами, при этом, гарантируют наибольшую выносливость и возможность расположения света для освещения с наивысшей точки.

Они нужны, прежде всего, для крепления тяжеловесных осветительных устройств, габаритных фотофонов и размещения света на большой высоте. Часто подобное оснащение комплектуется колесиками и головками для монтажа разных атрибутов (в том числе перекладин).

Примечательно, что такие модели зачастую можно определить по названию - оно включает слово «overhead», которое указывает на возможность установки осветителя «над головой».

Заключение

preview

Фото: premiumbeat.com

 

Из изложенного выше следует, что сегодня есть целый перечень важных критериев выбора стойки для студийного оборудования. Первоочередной фактор - вес устанавливаемого на конструкцию оснащения. После этого надо проверить соответствие посадочного крепления на осветительном приборе - зачастую это 5/ 8 дюйма и 1-1/8 дюйма (в фотосъемке и кинематографии соответственно).

От собственной высоты прибора зависит возможность установки света в нужном положении. Так, для выстраивания фонового света подойдут и низкие стойки, тогда как для монтажа осветителей на высоте потребуются overhead-стойки.

Если предполагается использовать стойку на выездных сессиях, то лучше выбирать легковесные, портативные модели. Но, надо помнить, что устойчивость такого оснащения меньше.

Большое значение имеют дополнительные параметры, среди которых:

  • амортизация (самая лучшая среди них - воздушная);

  • регулировка ножек;

  • наличие роликов и другие.

Более гибко располагать осветительную технику можно с помощью журавлей. Исходя из задач съемочных процессов, можно использовать более легкие и портативные стойки или же устойчивые, но габаритные C-stand.

Используете ли вы в своей студийной работе стойки? Делитесь своими наработками в комментариях. Оставляйте вопросы, и наши эксперты дадут на них ответы. 

Возможно, вам будет интересно

  • Гаджеты
  • Фото
  • Смартфоны
  • Аудио
Как выбрать хорошие наушники: рейтинг лучших моделей для телефона
Наушники — это не просто аксессуар. Они должны быть качественными, удобными, с хорошим звуком. Чтобы вы не мучались вопросом, какие наушники для смартфона лучше купить, мы посмотрели на несколько топовых моделей проводных и беспроводных наушников и выбрали среди них самые лучшие. Какие есть
28 января 2021
Количество просмотров 11655
Фотография новости